Масленичные обычаи имеют одну загадочную особенность. Масленицу звали-звали, праздновали-чествововали, а под конец - в костер или в прорубь? Мало того, еще и как-то оправдываются, дескать, не Масленицу сожгли, а Зиму-Марену, а Масленице-Весне рады-радешеньки. А чего ж тогда Чучело этой самой Зимы с самого Понедельника Масленицей звали? Да и более поздний, но плотно приклеившийся к Масленице Великий Пост подозрительно напоминает сорокадневный траур, завершающийся Воскресеньем (да простят меня френды-христиане, я никаким образом не пытаюсь оскорбить их чувств.).

И вот, перебирая в голове сказки с перепевами сюжета обручения-свадьбы, я заметила один вечный сюжет о "подменной невесте", бродящий по всему свету. Который, кажется, приподнимает покров тайны над Масленичной Мистерией.

Прошу сразу учесть - все, нижесказанное, это не истина в последней инстанции, а моя собственная попытка объяснить для самой себя загадочные моменты самого праздника, и некоторых деталей народной обрядности.

А началось все с рассуждения, что традиционное угощение Масленицы - это блины. Жареные Солнышки, растапливающие своим жаром не только масло и сметану, но и зимние снега, возвращающие весну. А где у нас пребывает зимой весна? В царстве Зимы, владычицы ушедших и еще нерожденных душ. В мире, в который каждый день спускается на ночь Солнце. Недаром, именно "ночное" Солнце Нижнего Мира вырезали наши предки на колыбельках младенцев, чтобы оберегало дитя, еще некрепко связанное с этим миром. И именно блины-солнышки были тем клубочком, за которым шли заглянуть в мир, из которого придет будущее, чтобы увидеть черты суженого. (Он еще неведомый, чужой, не принадлежащий "этому" миру).

Итак, начинаем. В понедельник бегут закликать Масленицу, чтобы приехала на праздник. На свою свадьбу с Честным Семиком. Вообще Масленичная неделя - это свадьба сговоренной на Имболк Весны-Масленицы-Остары с Женихом-Солнцем. Прибытие невесты издалека в дом жениха.

Помните сказку про коня Фалладу? Или любовь к Трем Апельсинам? У них множество фольклорных предшественников. Сосватанная невеста едет к жениху, но в последний момент ее подменяет другая. Не молодая, не знатная, не красивая. Часто - служанка. А то и вовсе - старая ведьма. Надевает праздничные уборы невесты, саму ее заколдовывает, лишая красоты, или изгоняет. Она сейчас "безобразна" - не имеет образа. А "подменная" идет навстречу жениху, который ее принимает, чтобы не нарушить данного обещания.

Вот тут я вижу сразу несколько смысловых пластов. Самый простой, шутка родни невесты, которую сыграли с библейским Иаковом, женив его сперва на старшей Лие, и только потом на любимой Рахили. Второй - "подменная невеста" как "козел отпущения". Подобный мотив (правда о женихе), встречается в сказках "Тысяча и одной ночи", когда на свадьбе роль жениха играет какой-нибудь заведомый бедолага, чтобы отвести дурной глаз зависти от истинных новобрачных. Пока неведомую невесту в пышных уборах (с закрытым лицом!) везут в торжественном поезде, она сама неприметно, закутанная в Ослиную шкуру, или в рубище (рыбацкую сеть?), входит вместе с остальной челядью в дом жениха. Кстати, о "челяди". Мы ведь уже знаем, что невеста "умерла" в своем роду. Ее уже на девичнике помянули блинами. Теперь она "невоплощенная душа", пока не возродится в доме нового рода после соответствующих обрядов. И она, в сказке, занимает место среди "младших" этого дома. Не имеющая имени, не имеющая поддержки своей семьи (уборы и приданое, способные засвидетельствовать ее личность присвоены другой. Вот ты - как есть. Голая, как в час рождения. Ни имени, ни родни, ни тех, кто будет свидетельствовать в твою пользу. Докажи, что и кто ты есть на самом деле!)
И, разумеется, мистериальный план. Солнечный бог ждет свою Брайд-невесту, но она еще носит облик Мудрой старухи-Зимы.

Итак, невеста прибыла, и была встречена (несколько удивленным) женихом. Тут в сценарий праздника вступают знаменитые "тещины блины". То есть, мать невесты прибывает к своей дочери-молодухе, чтобы передать ей из рук в руки таинство первого изготовления блинов в мужнином доме. Заметим, что в этом доме другой хозяйки нет. Иначе блины бы пекла свекровь, как старшая женщина в доме. Поэтому, "научить молодую" - это фактически передать ей магию "большины", сделать ее хозяйкой-большухой в доме. Это делает или свекровь, передавая со временем бразды правления и половник - как скипетр, старшей невестке, или - в отсутствие таковой, женскими секретами делится невестина родня.
Недаром же говорят - выбираешь жену - посмотри на тещу! Будет то же самое.
Недаром, в угощении зятя блинами, есть неприметные намеки на то, что он женившись на невесте. символически вступил в брак и с ее матерью. Есть знаменитый обычай-загадка: теща подносит зятю большую стопку горячих масленых блинов, и предлагает "нижний вперед верхнего съесть, и масла не пролить!". Догадливый зять накрывает стопку другой тарелкой, быстро переворачивает их, и сняв нижнюю тарелку добирается до загаданного нижнего. Этот игровой обычай считают символическим браком. Вспомним, что именно блинами потчует теща зятя наутро после свадьбы, подводя "итог" брачной ночи.
В общем, наш Честной Семик-молодец, женился на "подменной невесте", но праздник еще только начался, и у настоящей невесты-Весны есть три дня, чтобы "воскреснуть", вернуть себе свое имя и силу.

Про троекратные испытания молодых невесток мы все хорошо помним. И блины с припеками-разносолами в четверг они пекут, и на Золовкиных посиделках рукодельничают, и на Широкой Масленице в игры играют, на гулянье гуляют. Показывая, на что способны. Хотя, сказки тоже намекают, что не в одной хозяйственности дело. Есть и парадоксальные способы узнать настоящую невесту во время этих испытаний. Опытная служанка-подмена может и печь не хуже, и шить лучше, а вот душу верную, любящую, и благородную заменить никак не может. Ткачиха, повариха царская, а вот богатыря родить - это дело для истинной Царицы.

И вот на исходе субботнего дня, солнечный жених узнает в безымянной замарашке свою любимую невесту. Безошибочно определяя ее под заколдованной личиной - седыми волосами, свиной головой, кожей как кора. И при всех признает ее своей вечной спутницей. И происходит чудо - в костре сгорает не шкура лягушачья, а отжившая оболочка, из которой как бабочка из куколки, фениксом выходит на свет возрожденная Весна. А остатки скорлупки - чучелом Зимы летят в костер или в воду. Потому что весь опыт мудрой перешел в новое вместилище, а все отжившее ушло, став удобрением новым посевам.

И в утро Равноденствия приходит во всей красе настоящая невеста - Солнечная дева, царица Летней страны. Чтобы начать новую, летнюю половину года.

Вот тут вы можете меня спросить, как это так, "свадьба"? Ведь свадьба Бога и Богини - это Бельтайн, а не Остара!. Вспомню один момент из "Проклятых королей" Дрюона. Там, прибывающая Неаполитанская принцесса просто шокирована тем, с какой скоростью после ее прибытия происходит венчание и брачная ночь. Она рассчитывала на то, что после первой встречи ее ожидает свадебное путешествие по стране, с праздниками и турнирами, на несколько недель, во время которых она успеет познакомиться со своим женихом поближе. )

И еще один момент. Свадебное путешествие Брайд-Остары, тут накладывается на последнее путешествие Кайлигг. Вспомним, что в древности женщин хоронили в свадебных уборах. И, бывало, что чувствуя приближение смерти, они наряжались в лучшую одежду, садились в погребальные сани, и ехали по своей земле, нанося визиты родным, обмениваясь с ними подарками, пируя напоследок. И этот способ ухода из жизни считался достойным завершением жизненного пути. (Напомню упоминание о подобном у Свифта, в главе "Гулливер у гуингнгмов") Так что Мастеничная неделя, это еще и веселая(!) старинная тризна по Зиме. Не злобной карге, а мудрой и достойной уважения и пышных проводов.